Используется для охлаждения воздушного потока по принципу поглощения и отвода тепла. Хладагент, или иначе хладон способен менять свое агрегатное состояние в зависимости от изменения давления и температуры. Для непрерывности этого процесса оборудование оснащается компрессором, испарителем и конденсатором. А в качестве хладагента в современных кондиционерах и холодильниках используется фреон. Это торговая марка, объединяющая несколько видов хладонов с разным составом и характеристиками. Могут относиться к таким категориям, как хлорфторуглероды, гидрохлорфторуглероды и гидрофторуглероды. Основное отличие по составу заключено в наличии или отсутствии хлора. Это определяет озоноразрушающую активность хладона. Маркируется буквой R (от слова refrigerant) и цифровым обозначением.
Распространенные виды хладагентов
- Фреон R22. Применяется в оборудовании, работающем с очень низкими температурами. Это, в частности, промышленные холодильные установки и производственные кондиционеры. Но содержит в своем составе хлор и имеет слабый запах хлороформа. В нашей стране многие системы кондиционирования (особенно старых модификаций) продолжают работать на этом хладоне. Поэтому его до сих пор используют для их частичной или полной заправки.
- Фреон 134а. Представляет собой бесцветный нетоксичный газ без запаха. Эта модификация стала альтернативой опасным хлорфторуглеродам и пришла на смену устаревшему R12. Хотя эти фреоны близки по характеристикам, но у 134а озоноразрушающая активность равна нулю. Его температура впрыска тоже ниже на 8-10°C, чем у прежнего аналога. Фреон имеет самое низкое рабочее давление и хорошо сочетается с компрессорными полиэфирными маслами.
- Фреон R404a. Бесцветный нетоксичный озоносберегающий хладон, пришедший на смену R502. Не содержит хлора, поэтому относится к экологически безопасным. Может быть как в жидком, так и в газообразном состоянии. Увеличивает производительность оборудования по холоду. Не уменьшает ресурса работы компрессора и позволяет легко выполнять дозаправку. При разной температуре растворяется в эфирных маслах, но не смешивается с минеральными.
- Фреон R410A. Один из самых популярных хладагентов для разных систем. В нашей стране большинство сплит-кондиционеров работает на этом хладоне. Отличается безопасностью, экономичным расходом и улучшенной эффективностью. К его минусам можно отнести высокое рабочее давление. Кроме этого, для оборудования, заправленного R410a, нельзя использовать другие модификации фреона. Но он хорошо может работать в паре с синтетическими маслами.
- Фреон R507. Экологически безопасный низкотемпературный хладон для современного холодильного оборудования. Работает при средней и низкой температуре кипения. Не меняет своего состава при кипении и сохраняет равное соотношение всех компонентов. R507 может быть в разном агрегатном состоянии (газ, жидкость). По своим свойствам фреон похож на марку R404A, поэтому допускается дозаправлять оборудование обеими модификациями.
- Фреон R600a. Это газ изобутан, используемый как в стационарном, так и в передвижном холодильном оборудовании и кондиционерах. Можно легко переводить их на этот хладагент. Относится к полностью безопасным фреонам с относительно низким рабочим давлением. Отличается чистым составом без синтетических примесей и химической стойкостью. Снижает энергопотребление холодильных агрегатов и хорошо смешивается с минеральными маслами.
Как грамотно выбрать хладагент?
Марка фреона обычно указана в техпаспорте оборудования, а также на внутренней стенке холодильника или на блоке кондиционера. Но только знания его модификации недостаточно. Сегодня выпускается больше 40 видов хладонов, применяемых в разных системах охлаждения и кондиционирования. Некоторые из них взаимозаменяемы, а другие не рассчитаны на замену аналогами. Если в них не разбираться, то легко можно допустить ошибку в выборе хладагента и вывести из строя оборудование. Важно помнить и о том, что фреоны работают вместе с маслами, чтобы продлить срок службы компрессора.
Их совместимость тоже очень важна, так как хладоны могут сочетаться либо с минеральными, либо с синтетическими маслами. Существуют и полусинтетические масла, также используемые в холодильных установках. При покупке фреона у специализированных компаний можно не только получить хладагент с требуемыми характеристиками, но и запастись совместимым с ним компрессорным маслом.